Методы работы


Арт-терапия: Искусство быть

art terapiyaТворческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

art terapiyaЭффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их, таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях, себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой, восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».

Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

 

Телесно-ориентированная терапия

telesno orientirovannaya terapiyaТелесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений телесно-ориентированной психотерапии. Основные из них: биосинтез, бодинамический анализ, биоэнергетический анализ, биодинамика, процессуальная психотерапия.

Телесно-ориентированная психотерапия — это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

В любой момент жизни состояние тела человека — это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше “Я” выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы.

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

Телесно-ориентированная психотерапия обращена к телесному ядру психологического материала, это — работа с телом на языке сознания, это — “использование языка тела для лечения разума” А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа — (классической школы телесно-ориентированной психотерапии), писал, что путь исцеления и роста пролегает через контакт со своим телом и через понимание его языка. Обобщая многолетний опыт терапевтической работы, он показал, что телесно-ориентированная психотерапия закладывает фундамент личностного роста; запускает в действие силы внутри личности, (которые действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне), чтобы увеличить или расширить все аспекты себя — самосознание, самовыражение, самообладание.

Существенной особенностью телесно-ориентированной психотерапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия “вне цензуры сознания”, что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни? Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения — от человека к человеку. Но постепенно издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы могут привести к подавлению чувств и ощущений в теле, утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания “врастают в память тела” и фиксируются в нем. Тело — запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, — обретает “мышечный панцирь”, зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции “отсекаются” от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю — одно, чувствую — другое, делаю — третье.

telesno orientirovannaya terapiyaТаким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуэн утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела. В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в “оценочное переживание жизни”, что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях.

Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать телесно-ориентированная психотерапия. Развивая способность к телесно-чувственному осознаванию — как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, телесно-ориентированная психотерапия запускает процесс их осознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно — чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

 

Экстренная психотерапевтическая помощь метод ДПДГ (EMDR)

ДПДГ – за этой непонятной аббревиатурой скрывается не менее загадочный метод избавления даже от самых тяжелых душевных травм… с помощью движений глаз.

Факты, версии и объяснения.

DPDG metodДесенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ) — одно из самых молодых направлений в психотерапии, возникшее в 90-х годах 20-го века. Метод основан на использовании естественных биологических способов переработки информации, которыми обладает нервная система человека. За годы своего существования метод доказал свою высокую эффективность при терапии психотравм.
«Бывает, что некая сила будто выталкивает нас из привычной жизни, вынуждая меняться, – говорит Фрэнсин Шапиро (Francine Shapiro). – Но перемены бывают столь резкими и трагичными (как это произошло со мной), что мы сами не в силах с ними совладать». Открытию метода предшествовала драматическая история, связанная с обнаружением онкологического заболевания у филолога Френсин Шапиро. Роковой диагноз стал рубежом в её жизни. Она целиком сосредоточилась на поисках средств от болезни и её разрушительных психологических эффектов. Шапиро поступила в докторантуру по клинической психологии и неожиданно для себя открыла оригинальный метод, который она поначалу использовала для снижения тревоги и стабилизации собственного эмоционального состояния.
Затем она стала экспериментировать с другими людьми, добиваясь положительных результатов. Поскольку Шапиро делала основной упор на снижении тревоги в соответствии с поведенческой моделью, а основным компонентом техники было управляемое движение глаз, она назвала новую процедуру «Десенсибилизация движениями глаз» или сокращённо ДПДГ. Шапиро, излечившись от рака, к 1989 года модифицировала свой метод и стала обучать ему клиницистов. В процессе исследований она пришла к выводу, что оптимальная процедура, использующая движения глаз, предполагает одновременную десенсибилизацию и когнитивное переструктурирование травматических воспоминаний.

Что это такое?
Основа метода — наяву воспроизводится фаза так называемого «быстрого сна», во время которого происходит переработка информации в нервной системе. Это очень эффективный метод работы с психологическими травмами, т. к. используется существующий в психике человека естественный механизм переработки психотравм. Эффект наступает очень быстро и характеризуется большой устойчивостью.

Когда?
— После травмы
Свою методику Фрэнсин Шапиро назвала «Техникой десенсибилизации и проработки травм движением глаз» (ДПДГ). Слово «десенсибилизация» можно перевести как «снятие чувствительности». Психотерапевты всего мира сегодня в дополнение к классическим методам используют ее в работе с теми, кто пережил эмоциональную травму, сексуальное насилие, ужасы войны, стал жертвой теракта, стихийного бедствия, видел смерть других людей. Подобные ситуации выходят за рамки обыденного опыта человека. Если такое травматичное событие случилось в момент, когда человек был особенно уязвим, его психика не может самостоятельно справиться с этим переживанием. Спустя месяцы и даже годы его могут преследовать навязчивые мысли и тягостные воспоминания. Их образы настолько ярки, что человек всякий раз ощущает реалистичность происходящего: не просто вспоминает, а снова и снова испытывает тот же ужас, боль страх и беспомощность. Методика ДПДГ всего за несколько сеансов позволяет улучшить состояние. Помогает она и при лечении различных фобий, зависимостей, депрессии, анорексии и даже шизофрении на начальной стадии этого заболевания. Противопоказаний немного: тяжелые психические состояния, некоторые болезни сердца и глаз.

DPDG metodКак?
— Разделить эмоцию и воспоминание
Направленное движение глаз – основа этой техники.
Проведение ДПДГ начинается с того, что пациент получает инструкцию вызвать в памяти чувственные аспекты воспоминания, в то время как психотерапевт производит латеральные движения пальцем, вызывая у больного движения глазных яблок. Во время процедуры обратившийся за помощью и психолог сидят напротив друг друга. Психолог, при помощи руки, на которой сфокусируется взгляд, вызывает следящие движения глаз с определенной частой и направлением. Если это вызывает дискомфорт, к переработке информации подключают слух или легкие постукивания по рукам.
Затем происходит диалог, в котором происходит оценка изменения психологического состояния, затем процедура повторяется.
Во время процедуры специалист контролирует эмоциональное состояние и является надежным «проводником» по негативным воспоминаниям. Кроме этого происходит психосоматическая оценка влияния эмоций и устранение негативных ощущений. Эмоции перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее использовать их в дальнейшем.
Переработка негативных представлений в ходе выполнения упражнений позволяет положительным, вселяющим уверенность эмоциям и представлениям формировать новые образы, что ведет к возникновению более адекватных форм поведения.

Для чего?
— Запустить систему самоизлечения
Суть метода состоит в искусственной активизации процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных сетях мозга.
В основе метода лежит модель ускоренной переработки информации, согласно которой у всех людей существует особый психофизиологический механизм, который обеспечивает поддержание психического равновесия (Шапиро, 1995).DPDG metod При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессовыми событиями. Эти процессы в норме происходят у человека во сне, на стадии, так называемого, « быстрого движения глаз» (фаза БДГ-сна). Если по каким- то причинам информационно-перерабатывающая система блокируется, переработки и нейтрализации травматического опыта не происходит. При этом негативная информация как бы «замораживается» и застывает на долгое время в нейронной сети в своей первоначальной (травматической) форме. Участки мозга, хранящие в неизменном виде травматический материал, изолируются от других участков коры головного мозга. Поэтому адаптивная (психотерапевтическая) информация не может связаться с застрявшей и обособившейся информацией о травматическом событии, а значит, не происходит нового научения.
Под воздействием различных внешних и внутренних факторов, так или иначе напоминающих о травме, происходит активизация изолированного участка мозга, что приводит к высвобождению хранящейся в ней информации: образов, звуков, физических ощущений, вкуса, запаха, представлений и убеждений, связанных с травматическим событием. При этом человек как бы заново переживает всю гамму отрицательных эмоций и дискомфортных физических ощущений. Таким образом, отсутствие адекватной переработки приводит к тому, что весь комплекс негативных переживаний, связанных с травмой, продолжает провоцироваться текущими событиями, что может проявляться в виде кошмарных сновидений, навязчивых мыслей, избегающего поведения, вегетативных нарушений и т. д.
С самого момента своего возникновения техника ДПДГ стала предметом активной научной полемики.
«Многим специалистам сложно допустить, что наш мозг можно «перезагрузить», – объясняет вице-президент французской ассоциации психотерапевтов, практикующих ДПДГ, Жак Рок (Jacques Roques). До сих пор психоаналитики и психотерапевты исходили из того, что излечивать могут лишь слова, которые один человек произнес, а другой услышал. О психологических проблемах говорили только в терминах смыслов: для тех, кто пережил травму, это была встреча со смертью. Но сегодня мы понимаем, что важнейшую роль для исцеления играет биологическая работа мозга: психика неотделима от своего неврологического «носителя». Можно перезапустить обработку информации, причем иногда экзотическими способами, которые противоречат общепринятым представлениям о том, что для излечения нужно время. Может, нам просто трудно смириться с тем, что наш мозг, как любой компьютер, поддается перепрограммированию?
Эффекты от применения метода являются глубокими и стойкими, и на сегодняшний день он является эффективным для терапии психотравм любой этиологии, начиная от проблем в личной жизни и заканчивая военными, природными и техногенными катаклизмами.

https://drive.google.com/file/d/0B2poSM8jmfdhM0xJNlAwZFhfQVE/view?usp=sharing

 

 

Поведенческая психотерапия

povedencheskaya terapiyaПоведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.
Поведенческая психотерапия основывается на психологии поведения и теориях научения. В связи с этим термин подразумевает большое количество различных подходов и методов. Так или иначе, поведенческая терапия с самого начала рассматривала болезненное поведение, как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности терапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии. Болезненное поведение, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, становилось объектом терапевтического вмешательства. Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациента от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей терапии.
Таким образом, поведенческой психотерапией может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания, болезненных форм поведения.
Из самого названия следует, что поведенческая психотерапия — это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нарушений эти страдания могут приобретать хронический, затяжной характер и предполагают специально организованные терапевтические действия. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту — психологу или психотерапевту.
povedencheskaya terapiyaВ рамках поведенческой психотерапии, помощь, которую оказывает психотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих недостатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причиной болезненных состояний.
Особое внимание психотерапевта в рамках терапии поведения направлено на контроль достигнутых изменений и обеспечение их длительного и необратимого характера.
Таким образом, в ходе терапевтического общения и в результате использования специальных технологий, психотерапевт влияет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента с целью улучшения его самочувствия. Результатом такого рода вмешательств должно стать изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств клиента (и его окружения) в пользу позитивных. То есть в итоге успешных контролируемых психотерапевтических действий клиент начинает получать большее удовольствие от жизни, начинает сам контролировать и изменять болезненные для него или окружающих стереотипы поведения, строить (и осуществлять) планы по изменению этих стереотипов в будущем.
В тот момент времени, когда клиенту больше не требуется помощь психотерапевта, поведенческую психотерапию можно считать завершенной.

 

Другие методы

В своей работе я использую опыт применения на практике интегрального подхода в психологии.
Интегральный подход, впервые предложенный всемирно известным ученым Кеном Уилбером, отличается тем, что стремится соединить в целостную систему наиболее эффективные методы и приемы различных психологических школ и течений: от бихевиоризма и когнитивной психологии до исследования трансцендентальных уровней сознания.
В ключе интегрального подхода человек рассматривается, как сложная динамическая система, в которой одновременно присутствуют различные уровни самосознания. Для каждого из этих уровней в системе интегрального подхода предлагаются свои подходы и инструменты работы.
Перечислю некоторые приемы или инструментарий, который я использую во время психотерапевтических сессий.
Беседа – помогает познакомится, установить первичный контакт, сформулировать запрос, прояснить и вычленить проблему. Является, как бы фоновым режимом психотерапии.
Анализ построения отношений. Воспитываясь в семье, ребенок приобретает определенные способы взаимодействия с членами своей семьи. Вырастая, он будет неосознанно использовать именно эти способы построения отношений. Часто эти способы заводят отношения в тупик, делают их невыносимыми. Человеку, привыкшему так жить, очень сложно самому увидеть и изменить эти паттерны. Когда эти механизмы становится понятными, появляется возможность выбора, либо строить отношения старым способом, или что-то менять к лучшему.
Визуализация, оживление и проживание чувств. Это ценный и легкий способ, позволяющий выносить из внутренний реальности во внешнюю, различные переживания. Это делается для безопасного и легкого переживания сложного опыта. Визуализировать можно не только какие-либо переживания, но и воссоздавать в своем воображении картины из прошлого или настоящего, переигрывать полученный опыт, завершать отношения и чувства.
Работа с рисунком также помогает лучше понять, выразить, рассмотреть свои чувства и интегрировать их в систему личности. Рисунок бывает полезен, чтобы увидеть образы, стоящие за ощущениями, увидеть свою картину мира, это помогает лучше понимать свои чувства и желания, а также видеть дополнительные возможности. Еще рисунок применяется для фиксации изменений, при работе со сложными актуальными состояниями.
Телесная работа с симптомами, это могут быть симптомы заболевания, болевые симптомы или просто зажимы и напряжения. Телесная работа всегда используется при работе с шоковыми травмами и травмами развития, которые всегда накладывают отпечаток на телесное самоощущение и остается не пережитым телесным опытом.
Работа с родом. Здесь происходит поиск повторяющегося негативного сюжета, передаваемого из поколения в поколение, анализ родовых посланий, сценариев жизни бабушка-мать — дочь. Семейный сценарий может действовать путем неосознаваемого копирования из поколения в поколение глубинных установок, паттернов поведения, непродуктивных защитных механизмов.
Работа с пространством и границами помогает прояснять и двигаться к реализации своих потребностей. Работая с пространством удобно исследовать полярные качества, учитывая, что работа с пространством подразумевает физическое перемещение в нем, задействуется канал движения, и в работу включается тело, то здесь происходит телесное осваивание третьей позиции (между полюсами) и ее включение в картину мира.